
В Алексеевском районе Татарстана на территории современного села Билярск и за его пределами покоятся руины столицы Волжской Булгарии X – XIII вв. Биляра. Впервые он упоминается в 1164 г. под названием «Великий город» на р. Черемшан. Расцвет города относится ко второй половине XII— началу XIII в., когда Биляр стал крупным политическим, религиозным, культурным и торгово-ремесленным центром Волжской Булгарии. По сохранившимся остаткам укреплений и сооружений, впечатляющих былой мощью и величием, можно составить представление о том, каким был этот средневековый город. Площадь Билярского городища, огражденная тройной линией укреплений внешнего города и двумя линиями укреплений внутреннего города, составляла 800 га. Биляр своими размерами и численностью населения (до 50 тысяч человек) соперничал с такими городами, как Киев, Новгород Великий, Париж, Рим, Дамаск, Багдад, Бухара и Самарканд.
В центральной части городища были выявлены и частично восстановлены памятники булгарской монументальной архитектуры X – XIII вв., среди которых особое место занимают руины мечети с отдельно стоящим минаретом. Возможно, это была Соборная мечеть города. Здание мечети состоит из двух частей – деревянной и каменной. Деревянная часть была построена в первой половине X в. и является, таким образом, древнейшей исследованной мечетью в Восточной Европе. Каменная часть была пристроена в середине X в. Общая площадь молельных помещений мечети достигала 2500 кв. м. У юго-восточной стены мечети находился некрополь булгарской знати. Недалеко от северного угла мечети возвышалось двухэтажное кирпичное здание с куполообразной крышей, системой центрального отопления, которое предположительно служило баней для аристократии города («Дом феодала»). Во внутреннем городе располагалась резиденция правителя, а за ее пределами жили преимущественно богатые феодалы, торговцы и ремесленники: металлурги и кузнецы, медники и ювелиры, оружейники и стеклодувы. Внешний город был заселен мелкими торговцами и ремесленниками. Находились здесь и усадьбы состоятельных горожан, караван-сараи для приезжих купцов, сады и огороды горожан. Последнее упоминание о городе относится к 1236 г., когда он был сожжен войсками Батыя.

|